Vakhtangov = Stanislavsky + Meyerhold? [ ru ] О рождении переживания от физических действий:

“Когда эти физические действия ясно определяются, актеру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю – физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путем и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актерское, а действие выродится в наигрыш.)”.
(Othello)

Method & BM meet...

“К линии действий”, “Физическое действие”, “Схема физических действий”, “Линия дня”, “Схема физических и элементарно-психологических действий”. (Статьи, речи, беседы, письма. – С. 601–616)

Действие – основа сценического искусства:

“Каждое физическое действие должно быть активным действием, ведущим к достижению какой-либо цели, точно так же, как и каждая фраза, произнесенная на сцене. Станиславский часто приводил мудрое изречение: “Да не будет слово твое пусто и молчание твое бессловесно”.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 73)

Линия физических действий – способ фиксации переживаний:
“Пусть актер не забывает, и особенно в драматической сцене, что нужно всегда жить от своего собственного существа, а не от роли, взяв у последней лишь ее предлагаемые обстоятельства. Таким образом, задача сводится к следующему: пусть актер по чистой совести ответит мне, что он будет физически делать, то есть, как будет действовать (отнюдь не переживать. Сохрани Бог, думать в это время о чувстве) при данных обстоятельствах…”
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 595.)

“Если вы даже сыграли сегодня хорошо роль, правильно ее пережили, и я скажу вам: “Запишите это, зафиксируйте”, – вы этого не сможете сделать, потому что чувство зафиксировать нельзя. Поэтому надо запретить говорить о чувстве. Но зафиксировать логику действий и их последовательность вы можете. Когда вы зафиксируете логику и последовательность действий, у вас явится и линия чувства, которую вы ищете”.
(Там же. – С. 668, 645–647; см. также: Кристи. Работа Станиславского. – С. 230–231.)

Перевод “языка страстей” на “язык действий”.
(Кристи. Работа Станиславского. – С. 220.)

Место и роль действия в актерском искусстве:

“В любом искусстве до очевидности ясны его элементы. <…> А в нашем искусстве?.. Спросите нескольких театральных деятелей, и каждый ответит по-разному и, как правило, не то, что есть на самом деле, что известно было уже тысячу лет тому назад и что является неопровержимой истиной: главным элементом нашего искусства является действие, “действие подлинное, органическое, продуктивное и целесообразное”, как утверждает Станиславский”.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 186; см. также: Беседы в студии Большого театра. – С. 69.)

Michael Chekhov

Theatre Books *

* Stanislavsky on Stanislavsky Terminology *


Vakhtangov

Evgenii Vakhtangov

(yĬvgā´nyē väkhtän´gôf), 1883-1922, Russian actor, producer, and founder of the Moscow theater that bears his name. A pupil and friend of Stanislavsky, Vakhtangov joined the Moscow Art Theatre, and in 1914, in charge of an affiliated studio, he produced an enormously successful Macbeth. In 1920 his studio became independent, and he began to mount his own productions. Vakhtangov is celebrated for using grotesque realism and fantasy to great effect, as in Turandot, which was presented after his death.

Turandot

Yevgeny Bagrationovich Vakhtangov
born Feb. 1 [Feb. 13, New Style], 1883, Vladikavkaz, Russia
died May 29, 1922, Moscow

Russian theatrical director of the Moscow Art Theatre.

A pupil of Konstantin Stanislavsky, Vakhtangov succeeded by the early 1920s in reconciling the naturalistic acting techniques of his master with the bold experiments of Vsevolod Y. Meyerhold. His departure from naturalism in the direction of greater theatricality…

[Britannica] web Vakhtangov
Vakhtangov page in directing.vtheatre.net?

On a web page from Actors Studio, Lee Strasberg is quoted as saying, "If you examine the work of the Stanislavski System as made use of by Stanislavski, you see one result. If you examine it in the work of one of his great pupils, Vakhtangov—who influenced our thinking and activity—you will see a completely different result. Vakhtangov's work was skillfully done, his use of the Method even more brilliant and more imaginative that Stanislavski’s, and yet Vakhtangov achieved totally different results."

Strasberg also says, "Vakhtangov says, 'If you had to do such and such a thing, as Othello does, what would have to happen to you, what would motivate you to do that?' In other words he places the aesthetic intention first and then uses the technique as a way of carrying out the aesthetic intention. When that is not done, often even in Stanislavski’s productions, the work makes the reality descend to the level of the actor, rather than helping the actor to ascend to the level of the character." ( http://www.cmgww.com/historic/strasberg/train/train4.html )

Britannica.com has Vakhtangov 'bridging the gap' between Stanislavsky and Meyerhold, "Yevgeny Vakhtangov tried to bridge the gap between Realism and the avant-garde"... by use of his '"outer technique"' ... "While preserving a deep respect for the actor's art--something he learned from Stanislavsky--he brought bold gesture and vivid colour to his productions" http://www.britannica.com/bcom/eb/article/printable/4/0,5722,108434,00.html

(yivgā´nye väkhtän´gôf) , 1883-1922, Russian actor, producer, and founder of the Moscow theater that bears his name. A pupil and friend of Stanislavsky, Vakhtangov joined the Moscow Art Theatre, and in 1914, in charge of an affiliated studio, he produced an enormously successful Macbeth. In 1920 his studio became independent, and he began to mount his own productions. Vakhtangov is celebrated for using grotesque realism and fantasy to great effect, as in Turandot, which was presented after his death.

Vakhtangov-Turandot
http://www.vakhtangov.ru/history

История Театра имени Евг. Вахтангова началась задолго до его рождения. В конце 1913 года группа совсем молодых — лет по восемнадцать-двадцать — московских студентов организовала Студенческую драматическую студию, решив заниматься театральным искусством по системе Станиславского. Слухами о ней была полна тогдашняя Москва. Руководить занятиями согласился Евгений Багратионович Вахтангов, тридцатилетний актер и режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию лучшего педагога по «системе»...
Stanislavsky: “Чем трагичнее место, тем больше оно нуждается в физической, а не психологической задаче. Почему? Потому что трагическое место трудно, а когда актеру трудно, он легче сходит с рельс и идет по линии наименьшего сопротивления, то есть переходит на штамп. В эту минуту нужна крепкая рука для поддержки, – такая, чтоб ее можно было хорошо ощутить и крепко схватить. <…> Психологическая задача разлетается, как дым, тогда как физическая задача материальна, ощутима, ее легче зафиксировать, легче найти, вспомнить в критический момент”.
(Режиссерский план “Отелло”. – С 349.)

"Realism is only exposure, whereas art is revelation." [Craig]

Using the Greek origin of the word ‘theatre,’ Craig furthered his arguments and work, by returning to what the essence of the art is: Theatre - a place for seeing shows. Craig was empowered to create a new form not based on plot and characters, but purely on the abstract and immediate use of colour, shape and space.

next: Tairov

Stanislavsky: “В жизни <…> если человеку надо что-то сделать, он берет и делает это: раздевается, одевается, переставляет вещи, открывает и закрывает двери, окна, читает книгу, пишет письмо, разглядывает, что делается на улице, слушает, что творится у соседей верхнего этажа.

На сцене он эти же действия совершает приблизительно, примерно так, как в жизни. А надо, чтобы они им совершались не только точно так же, как в жизни, но даже еще крепче, ярче, выразительней. Ведь он их совершает на сцене в особых условиях видимости, слышимости и эмоционального восприятия их зрительным залом”.
(Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 191–192.)

“Дом кладут по кирпичу, – говорил Станиславский, – а роль складывают по маленьким действиям. Нужно так занять свое внимание на сцене, чтобы не давать ему засасываться в зрительный зал. <…> Актеру должно быть некогда отвлекаться и бояться. Наша техника в том, чтобы заинтересовать себя ролью в публичном одиночестве”.
(Кристи. Работа Станиславского. – С. 190.)